Су-35 готовится к схватке с F-22 и F-35 — rtk-kabinet.ru

Как из двух «Фланкеров» сделать один «Суперфланкер»

Владимир Тучков

446


На фото: истребитель Су-35С (Фото:
Минобороны РФ/ТАСС)

Американское издание Military Watch решило спрогнозировать развитие российской истребительной авиации в период, который последует после окончания Госпрограммы вооружений-2027. Размышления довольно рациональные, при этом опирающиеся на американские принципы формирования парка самолетов тактической авиации. А эти принципы предполагают унификацию, в чем присутствует серьезный положительный момент. И не один, а несколько.

При сокращении количества различных типов истребителей удешевляется их эксплуатация. Не распыляются средства между множеством заводов, которые строят различные типы самолетов. Упрощается подготовка не только летчиков, но и наземного обслуживающего персонала.

Military Watch обратил внимание на совершенно вопиющую ситуацию, смягчив при этом формулировки. Хоть, если говорить прямо, то нынешняя ситуация в тактической авиации является следствием того, что более двух десятков лет назад всё подмяло под себя ОКБ Сухого.

Согласно прогнозу американского издания, после 2027 года должно резко возрасти производство многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57. Также будет повышенный спрос, который будет удовлетворять авиастроительная отрасль, на перехватчик МиГ-41. Видимо, он тоже должен принадлежать к пятому поколению. Однако совершенно непонятно, во-первых, будет ли этот самолет в обозримом будущем. Потому что о работах над ним в компании «МиГ», которая объединяется с компанией «Сухой», абсолютно ничего не слышно. И это при том, что любое действие в любой компании, относящейся к ОПК, немедленно сопровождается шумной рекламной компанией.

Читайте также

МС-21: Путин спикировал на «Боинг»
Президент России назвал прекращение поставок зарубежных композитов недобросовестной конкуренцией

И, во-вторых, нужен ли сейчас перехватчик вообще? Конструкторы современных истребителей перестали считать сверхвысокие скорости абсолютным благом. Поэтому нарушители воздушных границ летают на скоростях, не намного превышающих 2000 км/ч. На перехват направляются в основном Су-27 и Су-30. То есть, гонять сверхскоростные МиГ-31БМ особой нужды нет. А кроме этого в последние пару десятилетий развитие средств ПВО идет в России темпами, существенно опережающими эволюцию натовских истребителей.

Помимо Су-57 в России, как утверждает издание Military Watch, есть еще несколько важных самолетов, от которых ВВС не намерены отказываться. Это истребители поколений 4+ и 4++ Су-30, Су-35, МиГ-35, а также истребитель-бомбардировщик Су-34.

(Отметим в скобках, что в действительности Минобороны не демонстрирует никакого интереса к МиГ-35, хотя по боевым характеристикам за исключением боевой нагрузки, этот самолет не уступает расхваленному Су-35. Заявляется, что компании «МиГ» необходимо ориентироваться на продажи самолета на внешнем рынке, а не в России).

Все перечисленные здесь самолеты компании «Сухой» относятся к линейке крылатых машин, которая берет начало с истребителя Су-27, предназначенного для завоевания господства в воздухе. Собственно, таким «однобоким» в эпоху многоцелевых истребителей он и остался. За исключением нескольких самолетов, которые были модернизированы до модификации Су-27СМ, в вооружение которой интегрирована ракета «воздух-поверхность».

В НАТО Су-27 называют «Фланкерами», что примерно означает «Атака с фланга». И все следующие «потомки» Су-27 также называются «Фланкерами» с добавлением буквенного индекса — B, C, D, E.

Американское издание совершенно справедливо считает, что параллельное производство близких по свойствам и назначению самолетов Су-30 и Су-35 избыточно. И их рационально было бы объединить в единую платформу. И свести производство на одном заводе. Сейчас Су-35 выпускается на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина, Су-30 — на Иркутском авиазаводе.

При этом Су-30 надо последовательно подтягивать до уровня Су-35, который является более новым самолетом и более совершенным. Действительно, у Су-35 более мощный двигатель АЛ-41Ф-1С, обеспечивающий более высокую тягу как в обычном режиме, так и на форсаже.

Более эффективное радиоэлектронное оборудование. Например, РЛС «Ирбис» обладает самым дальним «зрением», которое лучше чем у F-22 и F-35. Это достигается рекордной излучаемой мощностью, которая недостижима для самолетов с РЛС с активной фазированной антенной решеткой, установленной на истребителях пятого поколения.

«Ирбис» способен обнаруживать цели с ЭПР 0,01 кв.м. на расстоянии 100 км, 0,1 кв.м. — на расстоянии 160 км, 1 кв.м. — на расстоянии — 270 км. И прочая авионика мало чем отличается от авионики «пятерочников».

Помимо этого в планере Су-35 максимально использованы композиционные материалы, что дает выигрыш как в весе, так и в прочности. Еще следует сказать и о том, что конструкторы, создавая Су-35, провели определенные мероприятия по снижению его радиолокационной и тепловой заметности. Конечно, с «невидимками» его не сравнишь, но при встрече с самолетами четвертого поколения он будет обладать некоторыми преимуществами при «игре в прятки».

Military Watch предполагает, что российская авиастроительная промышленность, в конце концов, развернет процесс сведения двух самолетов в один, который в НАТО назовут «Суперфланкером».

Надо сказать, что американское издание как воду глядело. Процесс слияния двух самолетов в один уже идет. И начался он с унификации важнейших систем и агрегатов. В конце года должна появиться новая модификация СМ-30СМ2, в которой будет использован тот же самый двигатель с изменяемым вектором тяги, который применяется в Су-35С, — АЛ-41Ф-1С.

Читайте также

Русские РЭБ приводят НАТО в чувство
Какие комплексы радиоэлектронной борьбы армия Шойгу обкатывает в Сирии

Это лишь первый шаг. В настоящий момент ОКБ им. А. Люльки Уфимского моторостроительного производственного объединения ведет разработку универсального двигателя, который можно будет устанавливать на истребители Су-27, Су-30 и Су-35 без доработки планера. Это не инициативная разработка, ОКР финансирует Министерство обороны.

Новый универсальный двигатель, по заявлению управляющего директора моторостроительной компании Евгения Семивеличенко, будет включать в себя узлы АЛ-41Ф-1С, а также элементы двигателей предыдущих разработок.

Теперь следует ожидать, что с подобным заявлением выступит и кто-нибудь от корпорации «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Унифицированная авионика «Суперфланкеру» также необходима. И установка ее в Су-30 и даже в Су-27 большой проблемой не станет, поскольку планеры у самолетов практически одинаковые. Прежде всего, как было сказано выше, в авионику Су-30 будет интегрирована РЛС «Ирбис». Ну, и «все остальное» — комплексы РЭБ, самообороны, управления вооружением, связи, навигации…

Однако непонятно, почему бы тогда просто не выпускать только истребители Су-35, отказавшись от Су-30, коль они ничем не будут отличаться. Но рациональнее, конечно, максимально приблизив по характеристикам Су-30 к Су-35, все же оставить между ними какой-то зазор. Чтобы был «младший Суперфланкер» и «старший». И это отразится на цене «младшего», что немаловажно.

Военное обозрение

Венесуэла намерена создать собственную систему вооружений

Генштаб заявил об активности НАТО вблизи границ России

Получивший пробоину «Казанец» встал на ремонт в Балтийске

За неделю у границ России заметили 43 иностранных самолета-разведчика

Все материалы по теме (2749)

Источник: svpressa.ru

кабинет новостей