Политолог: Открывается новый медцентр, но закрываются больницы — Вот эффективность нацпроектов
Ольга Слабада
152
На фото: расширенное заседание президиума Госсовета (Фото:
Kremlin Pool/Global Look Press)
Президент Владимир Путин провел расширенное заседание президиума Государственного совета. Встреча проходила в формате видеоконференции, и основной ее темой стала реализация в регионах России Указа о национальных целях.
Однако еще одна тема, которая прошла красной нитью сквозь все остальные — это полномочия субъектов РФ. Президент сохранил тренд на их расширение. Так, именно регионы, согласно видению президента, должны «донастраивать» нацпроекты под себя, детализировать задачи, менять подходы к их реализации. В том числе регионы должны получить возможность «маневрировать средствами». А значит именно с них и будут требовать результат.
— Инициатива, приоритет, веское слово в дополнительной настройке нацпроектов должны принадлежать субъектам Федерации, которые видят ситуацию на местах, имеют почти уже двухлетний опыт исполнения национальных проектов, — сказал президент на заседании. — Соответственно, могут уточнить, детализировать задачи, которые стоят перед нашей страной в целом, а также уточнить инструменты их реализации, могут предложить свои, новые подходы к тем решениям, которые оказались неэффективными, к сожалению, а значит, требуют корректировки и даже пересмотра.
Читайте также
Дмитрий Рогозин, Игорь Сечин: Кто справился бы с должностью президента лучше Дудя. Мнение Аграновского
Возможно ли повторение белорусской истории в России и почему пострадал Навальный
Тему ответственности регионов продолжил Сергей Собянин, который предложил ввести критерий оценки высших должностных лиц «удовлетворенность населения деятельностью губернаторов». И назвал вторым важным показателем контрольные точки в реализации нацпроектов.
Одновременно Сергей Собянин предложил разработать новый закон о Госсовете, который бы наделил орган правом рассматривать ключевые вопросы региональной политики и изменения федерального законодательства.
— Национальные проекты — это инициатива из 2000-х годов. Многие политологи оценивают их исключительно как PR-проект для избирательной кампании Дмитрия Медведева. С тех пор, как они выполнили свою миссию, Медведев был избран, их политическая роль упала, и эта история стала инерционной: вроде бы и полностью отказаться от них нельзя, но и никакого содержания они не имеют, — объясняет канву заседания политолог Алексей Симоянов.
Идеи хорошие, а к реализации есть вопросы
«СП»: — И Путин, и Собянин говорили о необходимости усилить роль и ответственность регионов в реализации нацпроектов, национальных целей. Это именно то, чего регионы добивались? Как вы оцениваете эту идею?
— Это дискуссионный вопрос о том, кто может эффективнее осуществлять управленческие решения: федеральный экспертный центр или регионы. Лично я склоняюсь к централизованной модели, потому что в таком случае имеется общая модель управления и некое синтезированное видение.
Если действительно нужно иметь оператора, который лучше знает низовую информацию и может на нее оперативно реагировать, тогда неплохо бы в механизм реализации национальных проектов включить муниципальные образования.
Сейчас дискуссия идет по линии либо федеральные министерства и ведомства осуществляют управления, либо регионы и губернаторы. А на самом деле лучше всего понимают ситуацию именно муниципальные образования: мэры городов, главы районов. То, что они сейчас остаются за скобками, представляется мне крайне нерациональным.
«СП»: — Насколько эффективной может быть оценка результатов реализации нацпроектов населением?
— Сейчас население фактически выключено из процесса оценки. Конечно, говорится, что неплохо бы, чтобы люди чувствовали результат и как-то его оценивали. Но никаких механизмов этой оценки нет.
Возьмем, к примеру, здравоохранение. Не редкость такие ситуации, когда в регионе открывается новый высокотехнологичный центр с новым оборудованием, высококлассными специалистами, но при этом рядом всего четыре разваливающиеся больницы, две из которых со временем закрываются в рамках так называемой «оптимизации», а две влачат жалкое существование. Ситуация негативная. Но с точки зрения проекта: растут цифры, растут показатели — все успешно.
Люди часто обращаются в госорганы именно с негативной оценкой ситуации: вроде что-то и открывается, а улучшений не наблюдается.
Читайте также
«Оставленные позиции были отбиты, линия фронта восстановлена»
Министр иностранных дел НКР о ситуации в Нагорном Карабахе
У нас сейчас в регионах построена такая модель управления, что решения по основным вопросам принимает губернатор и совсем небольшой круг лиц. И они управляют целым регионом. Если взять в качестве примера Подмосковье, то там 170−180 километров от центра в любом направлении. И понятно, что при такой модели уследить за каждым учебным или лечебным заведением, за каждой поликлиникой и больницей просто невозможно. Как и рационально использовать ресурсы, и принимать рациональные решения. Поэтому, чтобы было рационально, необходимо в первую очередь включение в реализацию нацпроектов муниципального звена.
«СП»: — Введение оценки деятельности губернаторов населением разве не поспособствует реализации нацпроектов?
— Я не совсем представляю, как этот механизм должен строиться. На уровне концепции, на уровне идеи — конечно, это хорошо. Но у нас почти все регионы завалены работой с обращениями граждан. У нас есть пирамида спускания обращений на нижние уровни. Здесь рациональная оценка невозможна.
В принципе, губернаторы должны оцениваться на выборах. Но в связи с последними электоральными идеями это тоже сомнительный метод оценки эффективности. Если судить по прошедшим выборам, то все губернаторы эффективны. Но если посмотреть на ситуацию в регионах, то в ряде из них она аховая.
Механизма оценки государственной деятельности населением нет на протяжении всех последних лет. И со временем обратной связи становится только меньше.
Требовали полномочия, получили жесткий контроль
Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов обращает внимание, что вместе с полномочиями регионы получают и высокий уровень контроля за реализацией проектов. А это явно не то, чего бы им хотелось.
Читайте также
«Не стратегия, а болтовня»: Марков о программе Мишустина по Дальнему Востоку
Эксперты не верят в программу развития Дальнего Востока
— Если за основу примут концепцию, которую предложил Собянин, то деятельность губернаторов можно будет оценивать по конкретным критериям, — отмечает Антон Орлов. — Это не то, чему они будут рады. Особенно учитывая, что один из критериев — удовлетворенность населения действиями губернатора. Это непростая задача, им придется выйти из тени. Отчитываться по формальным признакам об успехах регионов уже не получится.
«СП»: — Реализации нацпроектов такая идея поможет?
— Губернаторы будут вынуждены работать. Путин сказал, что именно перед ними стоит эта задача, и они персонально за ее реализацию отвечают. Поэтому, я думаю, реализации нацпроектов эта идея поспособствует. Но насколько именно она поможет — вопрос.
«СП»: — Одновременно Собянин предложил увеличить полномочия Госсовета по вопросам региональной политики и федерального законодательства. И полномочия, и ответственность растекаются: по регионам, по органам. Как Вы считаете, это позитивная тенденция?
— Мне кажется, это, скорее, позитивная тенденция. Появляется еще один сильный орган, который будет подталкивать губернаторов и регионы в целом к каким-то действиям. Скорее всего, это связано с тем, что внешних ресурсов, привлеченных инвестиций становится меньше, и поэтому Россия вынуждена черпать ресурсы изнутри. А делать это может за введения менеджмента качества, повышения внутренней эффективности и работы на местах.
Власть
Министру пришлось извиняться в ходе совещания с Путиным
На Камчатке чиновники массово покидают свои посты
«Какой ужас»: Пушков прокомментировал выбор Лукашенко
Президента Трампа обвинили в мошенничестве с наследством
Все материалы по теме (4625)
Источник: