Самолеты Королевских ВВС Нидерландов из-за плохих погодных условий отказались сопровождать американские бомбардировщики
Владимир Тучков
493
Фото: U.S. Air Force/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
В конце августа этого года во время натовских учений Allied Sky, проходивших в Европе, в воздух были подняты сразу шесть американских стратегических бомбардировщиков В-52. Они специально для этого прилетели из США.
Согласно плану учений, которые должны были продемонстрировать России великий боевой дух альянса и прекрасное техническое оснащение, все американские «стратеги» должны были пролететь над территорией 30 стран-членов НАТО. И сопровождать их для пресечения российских провокаций должны были истребители 20 европейских стран.
Один из бомбардировщиков взял курс на юго-восток, чтобы попугать Россию мощью своей восьмидвигательной машины. Но при этом его пилоты сами изрядно напугались, В-52 перехватили истребители ВВС РФ, пилотируемые «русскими воздушными хулиганами», как писала западная пресса.
Читайте также
Армения-Азербайджан: Бои не местного значения
И в Европе, и в России пытаются остановить новый вооруженный конфликт между Ереваном и Баку
И защитить «Стратосферную крепость», как называют В-52, было некому. Он сунулся к русским берегам абсолютно «голый».
Однако в том полете бомбардировщик должны были сопровождать два истребителя-бомбардировщика F-35А Королевских военно-воздушных сил Нидерландов. Задача была поставлена такая — взлететь с авиабазы Леуварден и присоединиться к находящейся в воздухе «Стратосферной крепости». Но этого не произошло. Вылет был отменен, как сообщил позже представитель министра обороны Нидерландов Сидни Планкман, в связи с ухудшением погодной обстановкой. На регион полета бомбардировщика надвигалась гроза.
Дело в том, что приобретенная Нидерландами у компании «Локхид Мартин» пара F-35А, до сих пор находящаяся в опытной эксплуатации, крайне чувствительна к атмосферному электричеству. И уж тем более к грозовым разрядам.
Установлено, что бортовая система генерации инертного газа (OBIGGS) спроектирована с серьезными ошибками. Она предназначена закачивать в полости самолета (в том числе и в топливные баки) азот при возникновении угрозы взрыва или пожара. Однако выяснилось, что гарантии от взрыва топливных баков при полете в грозовой воздушной обстановке OBIGGS не дает. Это знают и разработчики из компании «Локхид Мартин», и военные ряда стран, эксплуатирующие F-35. Но проблема оказалась настолько серьезной, что вместо устранения конструкторской ошибки эксплуатантам самолета разослали рекомендации держаться от грозового фронта на расстоянии, превышающем 25 миль.
То есть самолет получился не всепогодным. Как эта особенность соотносится с требованиями, предъявляемыми к истребителям пятого поколения, к которому американцы причисляют F-35, совершенно непонятно.
А еще этот самолет условно сверхзвуковой.
В наставлениях, распространенных компанией-производителем, говорится, что при эксплуатации самолетов F-35B (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для морской авиации) и F-35C (для авианосцев) скорость в 1,2 М допустимо выдерживать не более 80 секунд, а 1,3 М — до 40 секунд.
Введение этих ограничений вызвано тем, что при более длительном полете на сверхзвуковых скоростях на самолетах начинает «пузыриться», а затем и отваливаться радиопоглощающее покрытие, снижающее радиолокационную заметность. То есть у самолета повышается эффективная площадь рассеяния, малое значение которой конструкторы «Локхид Мартин» считают одним из самых главных своих достижений.
Об этой проблеме было известно 8 лет назад. С ней усиленно боролись, но положительных результатов так и не удалось достичь. И вот теперь самолету понизили эксплуатационную скорость. То есть о полете на скорости 1,6 М, как записано в характеристиках F-35В/С теперь необходимо забыть.
То есть, по сути, получился околозвуковой самолет.
Пузырение покрытия вызвано различными факторами. Во-первых, эксплуатация модификаций В и С в агрессивной морской среде, насыщенной парами едких веществ. Во-вторых, нагрев фюзеляжа при полете на высоких скоростях. В-третьих, модификация F-35B при взлете и посадке испытывает значительные вибрации, что покрытию на пользу не идет.
Надо сказать, что и у наземной модификации F-35А с пузырением отнюдь не идеально. Однако потеря качества покрытия не столь катастрофична. Поэтому скоростных ограничений на этот самолет не предусмотрено.
Производство F-35 — это прежде всего грандиозный коммерческий проект. И американцы готовы костьми лечь, лишь бы полностью его реализовать. В противном случае для многих крупнейших компаний ВПК США случится финансовая катастрофа. Именно поэтому пиар-службы как производителей, так и военных структур США работают, что называется, на износ, доказывая недоказуемое. Что F-35 лучший в мире истребитель, рядом с которым никто близко не стоит.
Для конфуза с радиопоглощающим прикрытием они придумали целый ряд объяснений, которые должны внушить покупателям этого самолета, что полеты на низких скоростях — это шаг вперед. Потому что при работе форсажных камер сжигается чрезмерное количество топлива. И если в полете не слишком торопиться, то за счет этого существенно возрастает дальность полета.
При этом подкорректировали требования к истребителям пятого поколения. Теперь, оказывается, для самолета не требуется не только высокая маневренность, но и длительный полет на высоких скоростях. Оказывается, это следует из новейшей концепции воздушного боя.
По мере развития проекта и последовательного обнаружения таких серьезных ошибок, допущенных при конструировании, которые невозможно устранить, F-35 теряет не только стелс-покрытие, но и свою функциональность. В самом начале проекта было заявлено, что самолет может быть истребителем, фронтовым бомбардировщиком, оснащенным даже тактической ядерной бомбой В61, перехватчиком, разведчиком, штурмовиком, самолетом Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Но околозвуковой самолет, который способен совершать лишь короткие ускорения до 1,5 М, никак не может быть перехватчиком.
Читайте также
Втянет ли Карабах Россию в новую войну
За интересы Армении и Азербайджана будут биться Анкара и Москва?
Не может быть он и штурмовиком, поскольку при неизбежным снижении над полем боя становится заметным не только для РЛС, но и для визуального наблюдения. Не обладает и повышенной живучестью, которая присуща российскому Су-25 и американскому А-10 «Бородавочник». Не может штурмовик обходиться и без пушки. Она на F-35 есть. Однако уже долгие годы ее не удается довести до ума. При стрельбе из пушки калибра 25 мм самолет уводит в сторону.
Для бомбардировщика у него недостаточен объем внутренних отсеков. В них размещаются лишь 4 ракеты «воздух-поверхность». Ну а бомб, как свободнопадающих, так и планирующих, размещается больше, но их использование снижает точность удара по наземным целям.
Оставляет желать лучшего и комплекс радиоэлектронной борьбы AN/ASQ-239, без чего не возможен ни один современный истребитель. Израильские конструкторы перед покупкой F-35, изучили документацию, и пришли к выводу, что американский комплекс не в состоянии обеспечить защиту самолету, а также эффективно воздействовать на электронные системы противника. Поэтому они разработали собственный комплекс РЭБ и начали устанавливать его на самолеты F-35I.
И, наконец, была выявлена полная неспособность F-35 работать в качестве самолета СПРН. Собственно, никто и собирался делать его таковым. Потому что у США вполне достаточно куда более мощных средств — стационарных радаров и разведывательных спутников, — оповещающих о том, что в какой-либо точке Земного шара произведен пуск баллистической ракеты. Это свойство самолета выдумали исключительно для того, что показать его повышенную универсальность и всемогущество. Чем большие деньги стоят на кону, тем больше приходится жульничать.
Военное обозрение
В Карабахе уничтожен зенитно-ракетный комплекс Армении, заявил Азербайджан
В Нагорном Карабахе продолжаются боевые действия, есть потери
СМИ: самолеты США учились «бомбить» Калининград
В Азербайджане заявили о сотнях погибших армянских военных
Все материалы по теме (2761)
Источник: